Как не стать жертвой мошенников

Как не стать жертвой мошенников.

С каждым годом все больше людей становятся потерпевшими от действий мошенников! Мошенники, похищая деньги граждан, могут представляться сотрудниками банка, правоохранительных органов, представителями других официальных ведомств и организаций, знакомыми или друзьями Ваших близких. Звонки или СМС оповещение теперь могут поступить не только с неизвестного номера, но и схожего или дублирующего номера рассылки банка или другого кредитно-финансового учреждения.
Мошенники постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам.
Одним из видов телефонного мошенничества является звонок «специалиста из «Госуслуг». Телефонные мошенники представляются специалистами поддержки Единого портала государственных услуг и под различными предлогами выманивают у пользователей персональные данные.
Чаще всего гражданину сообщают, что он отправлял запрос на получение услуги, например, электронной трудовой книжки, запрашивал справку о состоянии лицевого счета или полученной пенсии. Мошенник упоминает об этом и сообщает, что для подготовки документа нужно назвать код, который будет направлен заявителю в смс-сообщении.
После получения кода преступник получает доступ к учетной записи пользователя на Госуслугах. Далее мошенники могут изменить личные данные: номер телефона, адрес электронной почты, а также оформить кредит от имени пострадавшего.
Помните, что представители Единого портала государственных услуг никогда не звонят и не просят назвать код. Услуги оказываются в режиме онлайн, без личного общения пользователя и специалиста поддержки.
Но какой бы ни была легенда, есть приметы, по которым можно сразу же вычислить мошенников.

1. На вас выходят сами

Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился — сотрудником банка, полиции, магазина, вашим родственником — насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.
Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций– подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.

2. С вами говорят о деньгах

Основная задача мошенников — получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения (на самом деле — в финансовую пирамиду).

3. Вас просят сообщить данные

Если ворам нужны ключи от квартиры, то социальным инженерам— «ключ» к деньгам на ваших счетах. Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны. Либо логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению. И почти всегда — коды из банковских уведомлений.
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.

4. Вас выводят из равновесия

Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции — напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.
Либо, наоборот, удивляют новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого — ввести данные банковской карты на сайте. Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы ни были взволнованы.

5. На вас оказывают давление

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.
Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Ведь чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить. На все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы, которые только нагнетают обстановку.
Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.
Звонят из банка с тревожными новостями? Положите трубку и наберите номер горячей линии банка сами, чтобы прояснить реальное положение дел.
Прислали странное уведомление от имени Федеральной налоговой службы (ФНС)? Заведите личный кабинет на сайте ФНС — в нем можно проверить суммы налогов и сразу же оплатить их.
Получили «письмо счастья» о государственной выплате? Поищите новости об этом в деловых СМИ. А еще лучше — найдите сам закон, указ или постановление, которые вводят выплаты. Обратите внимание на условия, кому они положены.
Не всегда при общении с аферистом вы заметите все перечисленные признаки мошенничества. Но в любой ситуации стоит проявить бдительность.

Но что делать если Вы уже стали жертвой преступников и на телефон пришло СМС о списании с карты денег, но вы ничего не покупали, переводы не делали и наличные не снимали? Следует выполнить следующее:

1. Проверьте все уведомления о перечислении денежных средств. В соответствии с требованиями законодательства банк обязан уведомлять вас обо всех операциях по карте. Каким именно способом он это делает, прописано в вашем договоре. Это могут быть СМС-оповещения, письма по электронной почте или другие способы.

2. Заблокируйте карту. Чтобы мошенники потеряли доступ к оставшимся деньгам на карте, ее нужно немедленно заблокировать. Сделать это можно разными способами: через мобильное приложение банка, по телефону горячей линии, в онлайн-банке, по СМС, в отделении банка.

3. Сообщите о краже и оформите возврат денег. Как именно вы должны сообщить о краже в банк (по телефону или лично в отделении) указано в вашем договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора.
По каждому факту хищения денежных средств незамедлительно обратитесь в полицию, поскольку указанное деяние является уголовно-наказуемым, и предусматривает ответственность по п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса РФ (Кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств), либо по ст. 159 Уголовного кодекса РФ (Мошенничество).


Прокурор Завьяловского района 
советник юстиции                                          Е.С. Дроздов

 

 

 

  https://yadi.sk/i/kqjX5WPWUnHzLQ

  https://yadi.sk/i/EM2KvXaxkWjb4g

  https://yadi.sk/i/oqhh5s7cAdS3MA

  https://yadi.sk/d/crh53WHUoVijZw

 


21.06.2024